ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы школьного образования.
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей в пункт коррекционной педагогической помощи для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи на основании следующих документов:
заявления законного представителя обучающегося;
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Слово учитель-дефектолог в пункте коррекционно-педагогической помощи у многих людей ассоциируется с нарушением звукопроизношения.
Для чего же нужен учитель-дефектолог в школе?
Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но, в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое), не все первоклассники могут произносить звуки «чисто».
Первая задача учителя-дефектолога – коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям необходимо знать, чем раньше ребёнок научится правильно произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе учитель-дефектолог особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения.
Иногда у учителя-дефектолога возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений звукопроизношения у учащихся, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на коррекционных занятиях навыков, особенно в период каникул.
Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования учителя-дефектолога. Одних занятий с учителем-дефектологом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного коррекционного материала.
Второй задачей учителя-дефектолога является восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи. Лексика – это словарный запас, его богатство, многообразие. Грамматический строй речи – это умение правильно употреблять слова в предложении, изменять их. Если ребёнок говорит «много карандашов» вместо «много карандашей», значит это одно из нарушений грамматического строя речи. Чтение детям в дошкольном детстве художественной литературы способствует гармоничному развитию речи, обогащению словарного запаса.
На коррекционных занятиях школьник учится изменять слова (ухо-уши, рот-рты), образовывать новые формы слов (дерево-деревянный, слива-сливовый). Игровые моменты на занятиях повышают интерес ребёнка к обучению, заставляют его запоминать, правильно называть слова.
Следующая задача учителя-дефектолога – развитие фонематического слуха. Фонематический слух — это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку (рука – первый — р, второй – у, третий – к, четвёртый – а), придумать слово на определённый звук (р – речка, роза, ракета) и другое.
Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук – очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово.
Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение. Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок.
Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме –
основная и главная задача школьного учителя-дефектолога.
Что такое специфические ошибки?
Очень часто фонематический слух развивается у школьников длительно и тяжело, не смотря на все усилия учителя-дефектолога. В таких случаях в письменных работах и при чтении появляются нелепые, «глупые» ошибки, которые вызывают недоумение у родителей. Такие нарушения называются дисграфия – нарушение письма и дислексия – нарушение чтения.
Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем:
пропуски букв, слогов (машина – мшина, манна);
перестановки букв и слогов (корова – ковора);
замены букв (мороженое – моложенное, жуки – шуки, Люба – Луба);
слитное написание слов (Детигуляют);
недописывание слогов и слов (дорога – дорог, черепаха – черепа);
и другое.
Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи в 2024/2025 учебном году регламентируется следующими нормативными документами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 №243-З (с изм. и доп. от 06.03.2023 №257-З).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (с изм. и доп. от 12.10.2012 №121).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. от 23 мая 2018 г. № 46).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011г. №253 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них» (в ред. от 22.12.2020г. №308).
- Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» (2012г.).
- ИМП «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2022 г. № 79 «Об установлении перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для получения образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с изм. и доп. от 23.09.2022 г. № 333).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками…».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (с изм. и доп. от 12 июля 2024 г. № 502).
- ИМП «О деятельности учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, …, при организации образовательного процесса для обучающихся с особенностями психофизического развития в 2024/2025 учебном году».



